воскресенье, 30 августа 2020 г.

Цветомузыка-ЦМС "Echt-44"("Явь-44")

ЦМС-Цветомузыкальная станция.В оригинале,лет 12 назад,отсутствовала автоматическая регулировка компресии(Т2 \ R25 \C13) микрофонный УНЧ и микшер.Сигнал через переменный резистор подавался на C2. Плавность розжига регулировалась в ручную резистором R26.
Так как до проверки входной части и АРУ-компрессора руки не известно когда "дойдут" выкладываю схему как есть.Остальное то проверялось не однократно...
      

 
(Чтобы посмотреть картинку в исходном качестве необходимо в меню выбрать..."Открыть ссылку в новой вкладке").

Философия очень простая.Достаточно ответить на вопрс...Что является самым эффектым в подобного рода устройствах?
1-Изменение яркости.(Классические,одноканальные СДУ).
2-Изменение цвета.(Классические,трёхканальные СДУ)
3-Изменение места.(Автоматы световых эффектов)
4-Зеркальность(Принцип калейдоскопа)
Осталось только объеденить всё это в одном устройстве.В котором по оси "Х" будет работать
аналоговая часть а по оси "Y" цифровая.А роль "матрицы",перекрестия,возложится на КТ315.
Однако на пути реализации такого принципа оказался "подводный камень".Работу "цифры" не
должно быть видно.И тут на помощь пришёл...копрессор.Вот он то и позволил развести плавные колебания яркости в такт музыки и жёсткое,дискретное,мерцание, по разные стороны
излома вольт амперной характеристики основного элемента схем изменяющих динамический диапазон сигнала(гы...привет гугалопереводчику).

Ну и в кратце по схемке...
DA1.2 - Предварительный усилитель сигнала с линейных  выходов.
DA2    - Полосовой фильтр.
DA3.1 - Детектор.
DA3.2 - Согласующий ОУ

Т1 - Компрессор.
T2 - АРУ компрессии.
Т3 - АЦП
Т4\Т6\Т8\Т10 - Матрица

DD1 - "Процессор".
DD2 - "ОЗУ".
La1...La8 - "Дисплей".

На рисунке изображён только один канал.В данном случае низкочастотный.Для подключения
других двух,СЧ и ВЧ, штрихпунктирной стрелкой обозначено место подключения.Точка пересечения C4 и R13.

"Декор"(конструктивное исполнение)...
Использовать корпус и рассеиватель от ламп дневного света.Применяя вместо одной лампы на
6.3V, две, включённые последовательно.Но сдесь проблема покраска.Поэтому конечно же сама
собой напрашивается для применения светодиодная лента.Или достаточно мощный светодиод
 и т.п.

16-12-2020 Алгоритм   видимый...


                      В любой момент времени горит только две лампы.Симметрично                   относительно  центра.Например так **0**0** или так *0****0* и т.д. 0******0, ***00***.
Под словом "горит" подразумевается амплитудная модуляция яркости свечения в соответствии с музыкальным содержанием.
Алгоритм "по кадрово"(каждая горизонтальная строка-один "кадр")...

Всего каналов,три штуки.Классический вариант.У каждого 4 варианта расположения и зеркальное "отражение".Оптических эффектов три."Бегущий огонь","Прыгающий" и "блуждающий".Их проявления и сочетания напрямую зависят от музыки.
.Можно пойти дальше и запаралелить еще два источника света,получив следующее...

В таком варианте конечно лучше применять трехцветные светодиоды.
Тогда возможно ко всему добавится еще и эффект смешивания цветов.Получив таким образом дополнительные оттенки.
Однако в такой версии устройства,не реализован полностью режим смены цвета.Он субьективен и работает за счет применения трех каналов.Поэтому,для "чистоты жанра"
 и плучения чистого эффекта,необходимо изменить цифровую часть станции.
А именно...
1-К155ТМ2 меняется на счетчик(шестнадцатиричный) типа К1533ИЕ10(если не ошибаюсь).
2-К155ЛА3 на демультиплексор(то же шестнадцатиричный),что то вроде К1533ИР??
16 выходов демультиплексора разбиваются на группы.Например 1,2,3,4 это цвета "лампы"  номер 1.Красный,синий,зеленый и ...э желтый.При применении светодиодов
где нет желтого цвета,выходы группируются по три на одну "лампу".Лишний источник
света(последние 4 вывода)можно применить для фоновой подсветки.Как когда то в телевизорах(стена за тв).Или просто добавить пятый элемент в картинку что находится выше("отзеркалив" ее конечно и в трех других квадратах).
Сие решение конечно было испытано(еще лет 15 назад) и показало что  вполне работоспособно.Правда в макете,т.е. к демультиплексору было припаяно 16 светодиодов
обычных не осветительных.При появлении аудиосигнала мерцание было отчетливо видно на всех шестнадцати выходах.Что и требовалось.А не было воплощенно в окончательный вариант возможно по причине необходимости применения инверторов полярности на выходе демультиплексора,хотя не факт.Может "дифсит" микросхем для
всех трех каналов.Не помню уже.

Если режим смены цвета не нужен,тогда можно реализовать,режим смены узора.Достигается это при помощи диодов или диодных сборок,подключенных к выходам демультиплексора.Т.е. один цифровой выход дает доступ аналовогому сигналу не к одной "лампе",а к двум,трем и т.д.Пример...

И еще немного"раскадровки" к 16 "ламповому" варианту...

И если соеденить смену узора с этой иллюстрацией,можно догадаться что количество возможных версий  сопровождения музыкального материала только возрастет.
При этом реализовывать все версии  не нужно.Достаточно оставить только самые эффектные.А их всего 7.Полный квадрат,две диагонали,две горизонтали и две вертикали.
Или учитывая технические возможности,в режиме смены места,оставить только большой квадрат и малый квадрат.Тогда получится 14 вариантов светового узора.
(Под тех.возможностями подразумевается применение только одного демультиплексора
чтобы не"городить огород" хотя "архитектура" ЦМС вполне позволяет это сделать).
Например так...


                                  


 
 
 
 
 

 
 Блин блинский,а на анимации как раз тот "огород" и получился.Т.е. более сложная версия.Писал про одно,нарисовал другое.Ну...бывает.
Еще нарисую.
22-12-2020 Нарисовал.Так будет работать схема с просто запаралелеными лампами(красные,в начале анимации) и с режимом смены "узоров"(диоды на выходах,лампы красного,синего и зеленого цвета).

(Чтобы реализовать сложную версию потребуется дополнительно 16 мощных транзисторов, которых нет).

P.S. Что еще...Еще осталась схема фазоимпульсного управления тиристорами k этой
        конструкции.Для применения ламп накаливания напрежением 220 вольт.Но это надо опять чертить схему...
10-02-2021
Вот начертил.Хотя в эпоху осветительных трехцветных светодиодов в ней врядли будет необходимость.Для "кругозору" разве что...
 
 К тому же для использования на постоянной основе,выходную часть,необходимо сделать автономной.Используя свой источник напряжения 5 Вольт и оптроны для гальванической развязки от сети 220 V. Иначе возможно  поражение электрическим током.В реальности выходная часть работала только в макете,всего несколько часов.С целью убедиться в правельности найденного решения.И опосля была демонтирована.
Т.е. преобрела первоночальный вид.Одна лампа,один тиристор,управляющий вывод которого подключался к резистору  R5.Иначе говоря ЦМС становилась обычной трехкональной СДУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий