суббота, 22 января 2022 г.

"Маяк"-язык для ТЛГ.

"А не замахнуться ли нам ,на Вильяма нашего,понимаети ли э....Шекспира?" ("Берегись автомобиля").
Вот и я подумал также,лет 18 назад,только уже в отношении Сэмуеля Морзе.Автора так называемой "Азбуки Морзе".

 


Причин было три.Первая,наличие новенького,классического,вертикального ключа.Который так и просится в руки.
Вторая,недоумение,почему счёт человеческим языкам идёт на сотни,языкам програмирования на десятки а у телеграфа за все эти годы только...один? Цифровые "моды" не в счёт.Ибо имеется ввиду непосредственная передача информации
от человека к человеку,из мозга в мозг,без "костылей".Коими являются цифровые кодеры и декодеры.
И третья причина,моя неспособность запоминать совершенно безсмыслинную информацию.Эдакую информационную абракадабру.Правда конечно можно тупо "вызубрить".Но я отличником никогда не был и зубрение как говорится "не наш метод".
И вот эта "приспособа"  титити татата тоже  вряд ли будет работать.Музыкальная память так же остовляет желать лучшего то есть  как у рыбы обычная ,секунды три.А что же тогда остаётся? А остаётся только графическая и смысловая.Я должен что то видеть
и понимать что это.Возможно это просто "профессиональная деформация" мозг привык работать в системе принципиальных схем радиоэлектронных устройств. Как то так.
Значит получается следующее "техническое задание"...
1-Точки и тире должны стать обьёмными.
2-И их сочетания должны быть привязаны к тому что уже существует.

Как известно в правильно сформулированном вопросе уже содержится процентов 70 ответа.Начинаем отвечать...
Со второго пункта.
Проще всего новую  азбуку привязать к тому к чему привязано уже почти все в нашем мире.То есть к ...цифре.
А именно к шестадцатиричной математике.
В этом случае сделать её обьёмной не составит труда.Ибо уже давно существует такая штука как "Z-индикатор".
Это четыре светодиода расположенные по углам квадрата.
И остаётся только взять линию из точек и тире и "загнуть" её по "окружности"  этого самого квадрата,руководствуясь следующим правилом.
"Точка" это пуля попавшая в цель,светодиод горит. "Тире" это пуля пролетевшая...миииииимо.Светодиод не горит.
Пятый знак,последний,это всегда точка. Сигнализирующая  о завершении передачи "символа".
Итого рабочими остаются четыре светодиода,или иначе знака.А это всего 16 комбинаций.16 букв.
Для увеличения "цифровой ёмкости" ТЛГ придётся применить все  основные виды модуляции.Только находится они будут в звуковом
диапазоне.

1-ШИМ Тона.Изменение длительности тонального сигнала.(16 "букв").
2-ШИМ Паузы.Изменение длительности пузы между тональными сигналами.(16 "букв").
3-ЧМ Тона.Изменение частоты тонального сигнала в сторону повышения.(16 "букв").
4-АМ Тона.Изменение амлитуды в сторону уменьшения.(16 "букв").

И здесь также необходимо будет руководствоваться следующим правилом...

"Точка" это неизменность параметра . "Тире" это изменение.
То есть...
"Точка"-Тон короткий,пауза короткая,частота тона неизменная(основная),амлитуда максимальная.
"Тире"-Тон длинный,пауза большая,частота тона выше,амлитуда меньше.

Нетрудно подсчитать общее колличество "знакомест". 16 умножить на 16 это будет 256 для пунктов 1 и 2.И ещё 256 для пунктов 3 и 4.
Итого 256 на 256 равно...65635.
Я думаю этого вполне достаточно чтобы уместились все алфавиты которые когда либо существовали,которые есть сейчас и те которые
будут.Включая и китайский с его тремя стами иероглифов.Кроме этого сюда же поместится и радиолюбительская карта и макросы и смайлики
и т.д. и т.п. И ещё останется.
Но есть одно но.Передовать буквы это очень медленно.И глядя на эту цифру 65635,вспомнилось,что словарный запас современного человека,
всего около 70 000 слов.Так может передовать сразу "слово". Создать совершенно новый  язык.Которым можно будет пользоваться и в обыденной
 жизни .Выглядеть по началу это будет забавно.Как миниатюра программы "Городок" в которой исполняли песню "Миллион алых роз" без согласных букв.Здесь правда будет только одна буква,точнее звук, "А". Которая будет модулироваться по длительности,частоте,амплитуде и паузам.Через несколько поколений изменится речевой аппарат человека и речевой центр.Скорость возростёт в несколько раз.И человеческий
язык станет очень походить на ...щебетание птиц. И выражение "разговаривать на птичьем языке" приобретёт буквальный смысл.Гы...
Однако это будущее а что сейчас в реальности можно использовать?
Совершенно точно что длительность (16 знаков) и изменение частоты тона(16 знаков).Это легко распознаётся и "читается".
Значит 256 знакомест уже есть.Это можно представить как таблицу 16 на 16.В которую даже можно поместить и карту.Пусть и в упрощённом виде.
Или одновременно передовать два параметра.Например мощность передатчика и тип антенны.Или высота подвеса и разновидность аппаратуры.
В отличии от полной версии такой азбуки в этом варианте передать весь массив информации за раз,за один "символ",не получиться придётся
использовать штуки четыре. Например...
Первый "знак" местоположение. Второй тип антенны и высота подвеса. Третьий мощность и аппаратура. Четвёртый, рапорт и общие "шаблоны" привет,пока,73 и т.п. для общения.Будет необходим, наверное и новый "протокол" для сеанса радиосвязи.Особенно когда корреспондентов
будет несколько.
Если же "информационную ёмкость" необходимо будет ещё увеличить можно использовать модуляцию пауз.Но возможно это несколько
замедлит скорость и усложнит работу естественного "декодера" головного мозга.Хотя музыку он считывает без проблем.Все эти доли,такты,
и т.п. Возможно потребуется только большое колличество практики.
И наконец аплитудная модуляция.Вот с ней могут быть проблемы при "считывании".Особенно в условиях сильных помех и замираниях сигнала.
Но и это наверное отчасти может компенсироваться навыком и опытом.
В идеале конечно лучше использовать сразу все виды модуляции.Тогда процесс приёма такого сигнала будет выглядеть следующим образом...

Оператор настраивается на частоту сигнала.Для обычного человека ничем не примечательного и однообразного.Ибо передаётся один и тот же "символ". Затем он(оператор) берёт лист бумаги например формата А4 ,фломастер и вслушиваясь  в  эфир начинает чертить варианты "Z-индикатора" снимая информацию по слойно с каждого типа модуляции.Словно распаковывая в ручную некий РАР-архив.
В итоге должно получится четыре варианта идикатора.Далее ,на первых порах,оператору понадобится специальная таблица сопостовляя с которой полученные данные он сможет узнать всю необходимую информацию.А именно..

1-Местоположение.
2-Мощность ,фактическая,излучаемая.
3-Тип антенны.
4-Высота антенны.

Это действительно что мне интересно в первую очередь, но чего на практике приходится ждать по пол часа и то не факт что дождёшся.
Ах да есть же интернет,можно забить позывной и всё узнать... Только и здесь есть одно но. Мне неинтересно какая в принципе у человека
есть аппаратура а нередко и была.Хочется знать вот прямо сейчас вот фактически вот в данный момент что там на другом конце, эфирного
провода, планеты земля, что вот ,вот ...там.Не...имя не интересует,и погода,и пожелания и поздравления,и прочие досужие рассуждения.
Только чистая техническаая информация.Чтобы мерцали светодиоды,пели тональные сигналы крутились большие бобины катушечных регистраторов.Хотя нет последнее это уже из детства.Детсад иногда не работал и приходилось проводить время на радиостанции.
И спать как и положенно по распорядку под эту "музыку".
Кстати упаковывание всей информации в один "символ" и монотонное его повторение натолкнуло на одну из версий названия для этого языка
А именно..."Маяк".
И возвращаясь к теме применения его в обычной жизни.Немного юмора.
Где то в будущем.Картинка.Програмист програмирует некое устройство напрямую
через микрофон гарнитуры аки дельфин "стрекоча" шестнадцатиричные коды прямо в  процессор.
Гы....
На этом,всё.
Ну и иллюстрация прилагается...


 26-01-2022  А днём позднее,ну как обычно,до меня дошло что с помощью того ключа,классического,получится модулировать только два параметра.Длительность тона и длительность пауз.Для двух других параметров придётся изобретать даже не 3-х мерный , а 4-х мерный ключ.Сделать то его конечно можно но вот управлять им будет слишком сложно.Поэтому видимо совсем без "цифры" не обойтись.И небольшое устройство на микросхемах мелкой логики таки придётся собрать.Правда это будет "помощник" на этапе кодирования сигнала.
 Эдакая клавиатура для "Маяка".Смотрим на картинку.


 Четыре кнопки по углам квадрата - для ввода кода "слоя"
  Кнопка по центру - фиксация "слоя",короткое нажатие. Фиксация "символа"- длинное нажатие.Два длинных нажатие - включение режима ТХ.Все кнопки подсвечены светодиодами.Можно трёхцветными.Тогда будет возможность отображать техническую иформацию связанную  с работой устройства.
Примерный "сценарий" радиосвязи может быть такой...
Оператор №1, набирает "символ" и включает режим передачи."Символ" передаётся четыре раза. Трансивер переходит в режим приёма.Через фиксированную паузу передача повторяется.И так далее.
В это время оператор №2  "распаковывает" "сообщение" или просто запоминает и набирает его копию на своей "клавиатуре" и нажимает
центральную кнопку не два а три раза.В этом случае в эфир уходит не только набранное только что но и то что было записано заранее
"Символ" ,идентификатор, то чем оператор №1 работает на общий вызов.Маркер,аналог позывного и т.п.
Как бы говоря "твой сигнал принят,прочитан" и "подпись".Последнее тоже передаётся 4 раза.
Оператор №1 набирает "подпись" оператора №2 и прикрепляет свою.Всё сеанс состоялся.В реальной обстановке сам процесс распоковывания
можно и отложить.И просто набирать количество связей.А конкретную информацию о каждом получить позднее.Без суеты.
Но,наверное, с опытом, появится способность понимать кто вызывает и откуда, просто по "музыке" звучания символа.И тогда одному сигналу  отвечать желания не будет, а для другого будут и пальцы в кнопки не поподать...от волнения.Ну например очень дальний или редкий "позывной".
 
На основе всего вышеизложенного можно создать телеграф для...попуасов.Допустим сложилась такая ситуация.Два племени живут на вершинах двух холмов.Между ними река,кишащая крокодилами и пираньями.Мост есть но он очень старый .То есть туда-сюда особо не побегаеш.А срочную информацию сообщить надо.В наличии есть,в каждом племени,для увеселительных мероприятий, по одному барабану и по две барабанные э...палки.(Потому как барабаны довольно большие).Такие вот вводные.Как  же общаться?
Берём палки в руки и бьём почти одновременно.Это "точка".Снова бьём но уже с заметной разницей между левой и правой палками.Это "тире".Модуляция пауз прежняя.Короткая пауза "точка".Длинная "тире".Всё, 256 условных сигналов на все основные случаи их нехитрой попуаской жизни готовы.                                                                                                                          
Нечто подобное видел недавно по ТВ, только там горы вроде в Европе,вместо стука свист(или  что то вроде этого) и общались раньше таким способом как бы пастухи
если не ошибаюсь.Или даже населённые пункты.Потому что информативность была довольно большая.Не просто "ты где" ,"да я тут".
В этом, в принципе, есть определённый смысл.Ибо в горах ,с вершины на вершину,бегать можно и "запариться" чтобы просто поговорить.А точнее договориться или по современному,синхронизироватся.По времени и месту.И мероприятию.

Ну и ,возврощаясь к основной теме, наконец, тот же алгоритм можно перенести на другие способы обмена информацией.А именно
оптический(семафоры и т.п.), визуальный(язык жестов),тактильный(например "монитор" во всю спину).Последний вариант может быть интересен например студентам,на экзамене.Сидиш такой себе,карандаш грызёш,в потолок смотриш,а в это время по коже бегут не мурашки а массивы информации на тему экзаменационного билета...гы.И только красный лоб может выдать усиленную работу головного
мозга,распаковывающего на лету эти мегобайты данных.И ты думаеш,матюкаясь мысленно, что..."может проще было всё таки выучить?"
И тяжело вздыхаеш.

Кстати когда пришла в голову идея "попуаского тлг" руки стали в такт музыки "сами" выстукивать не так как обычно "унца-унца", а довольно сложные
ритмические "узоры" из комбинаций "точек" и "тире".Модулируя одновременно и скорость, общую.Встраивая всё это в музыкальную сетку
конкретного трека.Забавно даже.Хоть барабанную установку покупай...гы.

А может в древности музыка и была способом передачи конкретной информации.Но современем алгоритмы декодирования были утеряны
и теперь это просто некий способ творческого  самовыражения.

На этом надеюсь с этой темой всё. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий